17.08.2016 - Системы пожаротушения на транспорте
АСОТП «Игла-М»
Автоматическая система обнаружения и тушения пожаров «Игла-М» предназначена для автоматического обнаружения и тушения пожаров на вагонах метрополитена.
Данная система устанавливалась на подвижной состав Московского метрополитена в период с 1998 по 2003 год. Системой оборудованы следующие модификации вагонов 81-717/714, серии «Е» и модификации, 81-720/721 (Яуза) и 81-740/741 (Русич).
Особенностью данной системы является использование в качестве средств тушения огнетушителей самосрабатывающих порошковых ОСП-1 и ОСП-2, имеющих порог срабатывания 100 оС и 200 оС соответственно.
На каждом вагоне выделяются пожароопасные отсеки. В отсеках устанавливаются датчики пожарной сигнализации и огнетушители ОСП. Для контроля за состоянием ОСП на них устанавливаются датчики срабатывания (ДС). Датчики посредством линий связи подключаются к адресному локальному блоку контроля (ЛБК), который осуществляет контроль за пожароопасной обстановкой и состоянием оборудования в отсеке. На каждый защищаемый отсек по одному блоку ЛБК.
Блоки ЛБК подключаются проводными линиями связи к промежуточному центральному блоку контроля (ПЦБК), который в свою очередь подключается к выделенному поездному проводу для обмена информацией о состоянии системы между вагонами состава. Блок ПЦБК в случае возникновения пожароопасной ситуации производит выдачу сигнала на отключение аппаратуры на вагоне.
В кабинах машиниста головных вагонах состава располагаются центральные блоки контроля и индикации (ЦБКИ). Блок ЦБКИ предназначен для выдачи адресных информационных сообщений о состоянии системы на составе, управления системой и хранения архива событий в системе.
Питание системы осуществляется от бортовой сети вагона в диапазоне от 45 до 95 В.
Состав АСОТП:
Наименование компонента
|
Тип
|
Количество
|
Центральный блок контроля и индикации
|
ЦБКИ
|
По одному на головной вагон состава.
|
Промежуточный центральный блок контроля
|
ПЦБК
|
По одному на каждый вагон
|
Локальный блок контроля
|
ЛБК
|
По одному на каждый защищаемый объем вагона
|
Датчик пожарной сигнализации
|
ДПС
|
По одному на каждый защищаемый объем вагона
|
ТМ-линии
|
ТМ
|
В соответствии со схемой размещения на вагоне
|
Линии связи ЛБК- датчики ДС и ДПС
|
ЛС
|
В соответствии со схемой размещения на вагоне
|
Датчик срабатывания ОСП
|
ДС
|
По количеству ОСП в защищаемых объемах
|
Огнетушители самосрабатывающие порошковые
|
ОСП-1 и ОСП-2
|
В соответствии со схемой размещения на вагоне
|

АСОТП «Игла-ТПС» РА2
Автоматическая система обнаружения и тушения пожаров «Игла-ТПС» РА2 разрабатывалась для автоматического обнаружения и тушения пожаров на тяговом подвижном составе.
Особенностью данной системы является гибкость в кофигурировании и возможность работать с различными типами датчиков и средств тушения с электрическим запуском, что позволяет применить ее на одно-, двух- и многосекционных транспортных средствах с применением порошкового, аэрозольного или комбинированного способа пожаротушения. Предусмотрена возможность дублирования линий связи для повышения живучести системы и ввод дополнительно второй очереди тушения. Система с успехим применяется на рельсовых автобусах РА-2.
На каждом вагоне выделяются зоны защиты. В зонах устанавливаются датчики пожарной сигнализации и исполнительные средства тушения. Датчики и средства тушения посредством линий связи подключаются к адресному локальному блоку контроля (ЛБК), который осуществляет контроль за пожароопасной обстановкой и состоянием оборудования в зоне. Если зона защиты контролируется несколькими блоками ЛБК, то они объединяются в одну зону.
Блоки ЛБК подключаются проводными линиями связи к промежуточному блоку контроля и управления (БКУ), который в свою очередь подключается к выделенному поездному проводу для обмена информацией о состоянии системы между вагонами состава. Блок БКУ в случае возникновения пожароопасной ситуации производит выдачу сигнала на отключение аппаратуры на вагоне.
В кабинах машиниста головных вагонах состава располагаются блоки управления и индикации (БКИ). Блок БУИ предназначен для выдачи адресных информационных сообщений о состоянии системы на составе, управления системой и хранения архива событий в системе.
Питание системы осуществляется от бортовой сети вагона напряжением 24 В.
Состав АСОТП:
Наименование компонента
|
Тип
|
Количество
|
Блок контроля и управления
|
БКУ
|
По одному на каждую кабину машиниста в составе.
|
Блок контроля и управления
|
БКУ
|
По одному на каждый вагон
|
Локальный блок контроля
|
ЛБК
|
В зависимости от схемы размещения на вагоне.
|
Датчик пожарной сигнализации
|
ДПС
|
В зависимости от схемы размещения на вагоне.
|
ТМ-линии
|
ТМ
|
В соответствии со схемой размещения на вагоне
|
Линии связи ЛБК- датчики ДС и ДПС
|
ЛС
|
В соответствии со схемой размещения на вагоне
|
Датчик срабатывания ОСП
|
ДС
|
По количеству ОСП в защищаемых объемах
|
Исполнительные средства тушения
|
ИСТ
|
В соответствии со схемой размещения на вагоне
|

Предназначена для автоматического обнаружения аварийного перегрева или возгорания оборудования в защищаемых отсеках транспортного средства, оповещения водителя о возникновении аварийной ситуации и адресного тушения возникшего возгорания.
В защищаемых отсеках установлены линейные тепловые извещатели и средства автоматического пожаротушения.
В случае повышения температуры в защищаемых отсеках (режим реального пожара) система выдает звуковой и световой сигнал оповещения.
Водитель транспортного средства принимает меры к остановке и эвакуации пассажиров.
Средства пожаротушения запускаются автоматически, либо вручную водителем путем нажатия кнопки пуска.
Достоинства АСОТП по сравнению с предыдущими вариантами:
-
Самодиагностика прибора с выдачей световой индикации;
-
Контроль неисправности (обрыв и КЗ) на каналах ПИ и СТ с выдачей адресной индикации;
-
Контроль и сигнализация повышения температуры в защищаемом отсеке с выдачей адресной световой индикации и звукового сигнала;
-
Адресный пуск средств тушения СТ;
-
Возможность принудительного запуска всех средств тушения СТ при неисправности системы сигнализации.
В качестве средств тушения возможно использование широкого спектра модулей порошкового пожаротушения «Буран», либо генераторов огнетушащего аэрозоля «ТОР», «Допинг»

ГОА «Допинг-2.160п»

ГОА «Допинг-2.Р400»

Модуль порошкового пожаротушения «Буран-7КДТ»

Модули порошкового пожаротушения «Буран-0,5»

Модули порошкового пожаротушения «Буран-2.0»