17.08.2016 - Системы пожаротушения на транспорте

АСОТП «Игла-М»

АСОТП «Игла-М»
Автоматическая система обнаружения и тушения пожаров «Игла-М» предназначена для автоматического обнаружения и тушения пожаров на вагонах метрополитена.
 
Данная система устанавливалась на подвижной состав Московского метрополитена в период с 1998 по 2003 год. Системой оборудованы следующие модификации вагонов 81-717/714, серии «Е» и модификации, 81-720/721 (Яуза) и 81-740/741 (Русич).
 
Особенностью данной системы является использование в качестве средств тушения огнетушителей самосрабатывающих порошковых ОСП-1 и ОСП-2, имеющих порог срабатывания 100 оС и 200 оС соответственно.
 
На каждом вагоне выделяются пожароопасные отсеки. В отсеках устанавливаются датчики пожарной сигнализации и огнетушители ОСП. Для контроля за состоянием ОСП на них устанавливаются датчики срабатывания (ДС). Датчики посредством линий связи подключаются к адресному локальному блоку контроля (ЛБК), который осуществляет контроль за пожароопасной обстановкой и состоянием оборудования в отсеке. На каждый защищаемый отсек по одному блоку ЛБК.
 
Блоки ЛБК подключаются проводными линиями связи к промежуточному центральному блоку контроля (ПЦБК), который в свою очередь подключается к выделенному поездному проводу для обмена информацией о состоянии системы между вагонами состава. Блок ПЦБК в случае возникновения пожароопасной ситуации производит выдачу сигнала на отключение аппаратуры на вагоне.
 
В кабинах машиниста головных вагонах состава располагаются центральные блоки контроля и индикации (ЦБКИ). Блок ЦБКИ предназначен для выдачи адресных информационных сообщений о состоянии системы на составе, управления системой и хранения архива событий в системе.
 
Питание системы осуществляется от бортовой сети вагона в диапазоне от 45 до 95 В.
Состав АСОТП:
Наименование компонента
Тип
Количество
Центральный блок контроля и индикации
ЦБКИ
По одному на головной вагон состава.
Промежуточный центральный блок контроля
ПЦБК
По одному на каждый вагон
Локальный блок контроля
ЛБК
По одному на каждый защищаемый объем вагона
Датчик пожарной сигнализации
ДПС
По одному на каждый защищаемый объем вагона
ТМ-линии
ТМ
В соответствии со схемой размещения на вагоне
Линии связи ЛБК- датчики ДС и ДПС
ЛС
В соответствии со схемой размещения на вагоне
Датчик срабатывания ОСП
ДС
По количеству ОСП в защищаемых объемах
Огнетушители самосрабатывающие порошковые
ОСП-1 и ОСП-2
В соответствии со схемой размещения на вагоне
 
АСОТП «Игла-ТПС РА2»
АСОТП «Игла-ТПС» РА2
Автоматическая система обнаружения и тушения пожаров «Игла-ТПС» РА2 разрабатывалась для автоматического обнаружения и тушения пожаров на тяговом подвижном составе.
Особенностью данной системы является гибкость в кофигурировании и возможность работать с различными типами датчиков и средств тушения с электрическим запуском, что позволяет применить ее на одно-, двух- и многосекционных транспортных средствах с применением порошкового, аэрозольного или комбинированного способа пожаротушения. Предусмотрена возможность дублирования линий связи для повышения живучести системы и ввод дополнительно второй очереди тушения. Система с успехим применяется на рельсовых автобусах РА-2.
 
На каждом вагоне выделяются зоны защиты. В зонах устанавливаются датчики пожарной сигнализации и исполнительные средства тушения. Датчики и средства тушения посредством линий связи подключаются к адресному локальному блоку контроля (ЛБК), который осуществляет контроль за пожароопасной обстановкой и состоянием оборудования в зоне. Если зона защиты контролируется несколькими блоками ЛБК, то они объединяются в одну зону.
 
Блоки ЛБК подключаются проводными линиями связи к промежуточному блоку контроля и управления (БКУ), который в свою очередь подключается к выделенному поездному проводу для обмена информацией о состоянии системы между вагонами состава. Блок БКУ в случае возникновения пожароопасной ситуации производит выдачу сигнала на отключение аппаратуры на вагоне.
В кабинах машиниста головных вагонах состава располагаются блоки управления и индикации (БКИ). Блок БУИ предназначен для выдачи адресных информационных сообщений о состоянии системы на составе, управления системой и хранения архива событий в системе.
 
Питание системы осуществляется от бортовой сети вагона напряжением 24 В.

 Состав АСОТП:

Наименование компонента
Тип
Количество
Блок контроля и управления
БКУ
По одному на каждую кабину машиниста в составе.
Блок контроля и управления
БКУ
По одному на каждый вагон
Локальный блок контроля
ЛБК
В зависимости от схемы размещения на вагоне.
Датчик пожарной сигнализации
ДПС
В зависимости от схемы размещения на вагоне.
ТМ-линии
ТМ
В соответствии со схемой размещения на вагоне
Линии связи ЛБК- датчики ДС и ДПС
ЛС
В соответствии со схемой размещения на вагоне
Датчик срабатывания ОСП
ДС
По количеству ОСП в защищаемых объемах
Исполнительные средства тушения
ИСТ
В соответствии со схемой размещения на вагоне
 
АСОТП «БСУ-02»
Предназначена для автоматического обнаружения аварийного перегрева или возгорания оборудования в защищаемых отсеках транспортного средства, оповещения водителя о возникновении аварийной ситуации и адресного тушения возникшего возгорания.
В защищаемых отсеках установлены линейные тепловые извещатели и средства автоматического пожаротушения.
В случае повышения температуры в защищаемых отсеках (режим реального пожара) система выдает звуковой и световой сигнал оповещения.
Водитель транспортного средства принимает меры к остановке и эвакуации пассажиров.
Средства пожаротушения запускаются автоматически, либо вручную водителем путем нажатия кнопки пуска.
 
 
Достоинства АСОТП по сравнению с предыдущими вариантами:
  • Самодиагностика прибора с выдачей световой индикации;
  • Контроль неисправности (обрыв и КЗ) на каналах ПИ и СТ с выдачей адресной индикации;
  • Контроль и сигнализация повышения температуры в защищаемом отсеке с выдачей адресной световой индикации и звукового сигнала;
  • Адресный пуск средств тушения СТ;
  • Возможность принудительного запуска всех средств тушения СТ при неисправности системы сигнализации.
 
В качестве средств тушения возможно использование широкого спектра модулей порошкового пожаротушения «Буран», либо генераторов огнетушащего аэрозоля «ТОР», «Допинг»
Изображение
 
ГОА «Допинг-2.160п»
Изображение
 
 
ГОА «Допинг-2.Р400»
Изображение
 
Модуль порошкового пожаротушения «Буран-7КДТ»
Изображение
 
 
Модули порошкового пожаротушения «Буран-0,5»
Изображение
 
 
Модули порошкового пожаротушения «Буран-2.0»

© «Мир Безопасности»